Четверг
18.10.2018
01:43
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Солнышко" с. Амурзет
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Для родителей [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Для родителей

Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников

Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников

Большинство родителей всегда готовы помочь ребенку в получении традиционного образования и чувствуют себя в этой роли вполне естественно. Они поощряют ребенка, как можно раньше научиться читать, писать и пр.  Но современным детям нужно от родителей нечто гораздо большее, а именно, чтобы те принимали столь же активное участие в эмоциональном образовании ребенка.

   Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

    Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

   Умение помочь ребенку в эмоциональном развитии - это родительский навык, который от наших предков не требовался. Считалось, что сам ребенок  сам пройдет все нормальные стадии эмоционального и социального развития и не нуждается в специальной помощи со стороны родителей. Принято было думать, что ребенок сам прекрасно разберется в своих чувствах и мыслях и будет вести себя в соответствии с общепринятыми правилами и нравственными устоями.  Имея малый жизненный опыт и особенности развития психических процессов, дошкольник видит его окружающуюся действительность по-своему. Грамотному педагогу необходимо видеть эти особенности  по-своему.

  Под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.

 

   Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие:

 

*    во взаимоотношениях с другими людьми (общение со сверстниками и взрослыми: возбудимость, неуравновешенность, конфликтность, жестокость, эмоциональная холодность, негативизм и т.п.);

*     в особенностях внутреннего мира ребенка (впечатлительность, тревожность, мнительность и т.п.) Внутреннее неблагополучие ребенка влияет на его поведение и общение с окружающими.

 

   Формирование у детей дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности и в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками. Для развития социально-эмоциональной сферы дошкольника используют элементы игротерапии (словесные и подвижные игры), арттерапии (рисование тематическое и свободное), а также психогимнастику (метод, при котором дети проявляют себя и общаются без помощи слов, обучение языку движений, мимике).

 

   Игровая терапия является одним из наиболее эффективных метолов коррекции эмоциональной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.

 А.Захаров выделил три ведущие функции игры в терапевтическом процессе: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

*    Наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с окружающим миром и самим собой.

*     С другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы и найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является «властителем» своего мира.

*    Наконец, в игре ребенок получает возможность непосредствественного приобретения ценного жизненного опыта в различных ситуациях.

 

  Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения и воспитания.

   Педагог-психолог составляет программы, которые помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему к новым условиям. 

    Для проведения занятий с помощью диагностических исследований и наблюдений можно определить уровень социально-эмоционального развития каждого ребенка.

Уровни социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

 

 

Уровень

 

 

Характеристики

 

Низкий

(неблагополучие)

 

 

·        Нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

·        Отсутствие инициативы в общении;

·        Избегание взаимодействия;

·        Отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

·        Исключительная ориентация на собственные действия;

·        Непризнание правил и норм общения и деятельности;

·        Отсутствие понятий «хорошо-плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

·        Конфликтность, агрессивность

 

 

Средний

 

 

·        Недостаточная инициативность в общении;

·        Предпочитание исключительно пассивных ролей;

·        Ситуативная регуляция аффективных проявлений;

·        Неумение улаживать конфликты;

·        Принятие помощи и возможность ее оказания

 

 

Высокий

 

 

·        Желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;

·        Успешное участие в коллективных делах;

·        Успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;

·        Умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;

·        Признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

·        Заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру; умение занять себя;

·        Владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния



 Игры и упражнения, развивающие социально-эмоциональную сферу"

*    Игра «Назови ласково».

 Цель: Развивать позитивное самовосприятие.

Ход: Ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома, дети повторяют.

 

*    Игра «Комплименты»

Цель: Развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.

Ход: Дети друг другу говорят комплименты, говорят друг другу добрые слова.

 

*    Игра «Газета»

Цель: Развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения.

Ход: На пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

 

*    Игра «Молекула»

Цель: развитие чувства принадлежности к группе, опыт позитивного взаимодействия.

Ход: Дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу.

 

*    Игра « Колокольчик»

Цель: сплотить детский коллектив.

Ход: Дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.

 

*    Игра « Я чувствую»

Цель: Развитие внимания к эмоциональным состояниям других.

Ход: Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет изображенное чувство и говорит, когда он его испытывает.

 

*    Игра «Руки»

Цель: Развитие умения принимать настроение других людей.

Ход: Дети работают в парах. Ведущий предлагает : познакомиться с руками, поссориться руками, помириться руками, удивиться руками.

 

*    Игра «Наоборот»

Цель: Осознание и принятие себя, своих черт характера.

Ход: Дети сидят в кругу, Тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.

 

*    Игра «Я умею»

Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

 

*    Игра «Назови героя»

Цель: учить соотносить эмоциональные состояния и их внешние проявления с героями сказок.

Ход: Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.

 

*    Игра «Бумажные развалы»

Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия; развитие умения соотносить свои желания с  желаниями и действиями других.

Ход: Сразу оговорить, что дети после занятия все убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.

 

*    Игра «Спаси птенца»

Цель: Познакомить детей с методами саморегуляции.

Ход: дети представляют, что у них в руках маленький беспомощный птенец. По сигналу ведущего они вытягивают руки вперед ладонями вверх, затем приближают их к себе. Медленно, по одному пальчику складывают ладони, прячут в них птенца, дышут на него, согревают своим ровным спокойным дыханием. Затем раскрывают ладони и выпускают птенца, представляя, как он радуется свободе. Дети улыбаются, прощаясь с птенцом.

 

Игры на сотрудничество

 

*    Игра «Пузырьки»

Цель: Способствовать формированию позитивных отношений между детьми; уметь сотрудничать.

Ход: Разделившись на группы по 3-4 человека, дети берутся за руки и, образуют круги-«пузырьки» и передвигаются по помещению группы или в бассейне так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками. Каждый «пузырек» придумывает свои движения.

 

*    Игра «Парашют»

Ход: Восемь-десять детей берутся за края ткани или покрывала, в центре которого помещается надувной мяч. Совместными усилиями дети стараются заставить его подпрыгнуть или прокатиться по краям «парашюта»так, чтобы он не упал.

 

*    Игра «Мы - туристы»

Ход: Дети на протяжении всего « путешествия», преодолевая различные препятствия, должны держаться за руки.

 

*    Игра «Доброе животное»

Цель: Развитие чувства единства.

Ход: Возьмемся  за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз: тук - шаг вперед, тук – шаг назад.

 

*    Коллективные работы детей в продуктивных видах деятельности, нацеленные на получение совместного результата (лепка, аппликация, рисование, ручной труд, спортивные эстафеты и т.д.) способствуют умению устанавливать контакты, сотрудничать, в адекватной форме делиться своими эмоциями.

 

    Данные игры  создают условия для самовыражения, безопасное пространство для общения; объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, развивают навыки социального поведения.

 

 

 

 


Категория: Для родителей | Добавил: rodos (15.10.2012)
Просмотров: 4518 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz