Вторник
19.06.2018
04:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Солнышко" с. Амурзет
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Для родителей [24]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Для родителей

Работа с гиперактивными детьми

Особенности работы с гиперактивными детьми.

(консультация для родителей  старшего воспитателя Подситковой И.В.)

Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте.  Он стремится успеть как можно больше, однако эта торопливость не носит продуктивного характера. Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход.

Если ребёнок живой, подвижный, непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне  нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то он дома, в гостях или в кабинете у врача. На него не действуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличии от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.

Всё чаще специалисты говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, который определяется тремя основными критериями: невнимательностью, гиперактивностью, импульсивностью.

Невнимательный ребёнок не удерживает внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении заданий. Он не в состоянии вслушиваться в обращённую к нему речь, поэтому создается впечатление, что он игнорирует слова и замечания окружающих. Невнимательный ребёнок не умеет до конца доводить начатое дело, что часто воспринимается как протест. Всё дело в том, что он не в состоянии усвоить и придерживаться правил, предполагаемой инструкцией.  Невнимательные  дети нередко сталкиваются с большими трудностями в процессе организации собственной деятельности. Они стараются избегать заданий, требующих длительного умственного напряжения, часто отвлекаются на посторонние стимулы и постоянно всё забывают.

Понятие «гиперактивность» характеризуется следующими признаками. Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бывают болтливы. Часто беспричинно, двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго сидеть на месте, вскакивают без разрешения. Двигательная активность такого ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно. Гиперактивные дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем – то определённым. Они всегда нацелены на движение.

Об импульсивности ребёнка свидетельствуют следующие признаки.  Он часто отвечает на вопросы, не задумываясь и недослушав до конца, порой просто выкрикивает ответы. Независимо от ситуации и обстановки такой ребёнок с трудом дожидается своей очереди: вмешивается в разговоры, игры, пристаёт к окружающим.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у такого ребёнка повышен мышечный тонус. Он из всех сил старается освободиться от пелёнок и плохо успокаивается, если его пытаются туго запеленать или даже надеть на него стягивающую одежду. Могут наблюдать частые, немотивированные рвоты. Не срыгивания, а именно рвоты, что служит признаком расстройства нервной системы. Поэтому в таких случаях нужно проконсультироваться с врачом.

Гиперактивные дети на протяжении первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и тд. В два – четыре года  у них появляется неуклюжесть.

Дети постоянно, что – нибудь переворачивают или опрокидывают, очень медленно выполняют работу, требующие ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде, плохо играют в игры с мячом. Тело ребёнка как бы «не вписывается» в пространство, задевая предметы, простенки, дверные проёмы. Не смотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они зачастую оказываются как бы вне ситуации: застывают, «выключаются», «выпадают», т.е. «уходят» из неё, а затем спустя некоторое время снова «возвращаются».

Всё более отчётливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком – нибудь предмете или явлении. Ребёнок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм. Но наиболее заметные проблемы с вниманием становится к моменту, когда ребёнок приходит в детский сад. Он попадает в коллектив, живущему по определенному распорядку, где от каждого требуется достаточная степень самоконтроля.

Такой ребёнок чувствует себя неуютно в коллективе, он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что ещё более усугубляет неадекватным активным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, дети «не берут » в игру. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. Но случается и обратное - гиперактивный  ребёнок становится лидером в коллективе.

Важно отметить, что такие дети, лишены страха. Они, не задумываясь, могут выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, спрыгнуть с любой высоты, нырнуть в воду, не умея плавать и т.д. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более, что у детей снижена реакция на болевые стимулы, большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьёзные травмы. Часто у них появляются подёргивания и тики.

Многие дети жалуются на частые головные боли, сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причём не только ночью, но и днём.

Если болезнь не лечить, то с каждым годом проблемы с поведением ребёнка усугубляются. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, и сохраняются приблизительно до 12 лет. Детям дошкольного возраста диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребёнком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраниться. Это позволит избежать диагностических ошибок. Второй «всплеск»симптомов относится к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.

Для родителей очень важно подобрать верный тон, не срываться на крик или не впадать в безудержное сюсюканье. В общении с таким ребёнком следует быть мудрым, добрым и терпеливым.

У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а поэтому слова «нет», «нельзя», «не трогай». «запрещаю» для них по сути дела пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний родителям вообще следует отказаться.

Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие – нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, ни в коем случае не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддержать дошкольника во всех попытках конструктивного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Так же очень важен физический контакт с ребёнком. Обнять его в трудной ситуации, прижать его к себе, успокоить – со временем это даёт выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и детьми.

Необходимо, поддерживать здоровый психологический микроклимат между двумя взрослыми: даже если назревает ссора, он не должен видеть, а тем более быть её участником. Родителям нужно как можно больше времени  проводить с малышом, играть, ездить всем вместе в гости, на природу, продумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет не только для ребёнка, но и для родителей, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Если есть возможность, лучше выделить для ребёнка комнату или часть для занятий, игр, уединения, т.е. отвести для него собственную «территорию». В оформлении следует избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов, он сам не в состоянии сделать так, чтобы постороннее его не отвлекало.

Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе. Для этого необходимо составить распорядок дня и соблюдать время приёма пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр. Можно определить для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Важно отмечать и хвалить прилагаемые им усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Дав ребёнку новое задание, лучше показать как его выполнять, подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы очень важны. Не следует перегружать внимание дошкольника. На определённый отрезок времени можно поручить только одно дело, чтобы он мог его завершить (например, с 8-30 до 9-00 убрать свою постель). Некоторые психологи советуют использовать для этой цели будильник или кухонный таймер. Сначала  следует обговорить задание, а потом подключить технику. По мнению специалистов, это будет способствовать снижению агрессии.

Любой вид деятельности, требующий от ребёнка (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т.п.), должен быть вознаграждён: в качестве приза может выступать маленький подарок, слова похвалы и  одобрения. Примером поощрения могут служить разрешение в качестве разовой поблажки посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени, лишний раз сходить на прогулку или купить вещь, о которой он давно мечтал; угощение специальным десертом, предоставление возможности поучаствовать в играх с взрослыми (лото, шашки, шахматы).

Если ребёнок в течение недели ведёт себя примерно, в выходные он должен получить дополнительное вознаграждение (например, поездку с родителями на природу и др.). При неудовлетворительном поведении родители могут словесно высказать своё неодобрение.

Гиперактивный ребёнок не выносит большого скопления людей. Поэтому родителям не следует с ним часто ходить в гости, крупные магазины, на рынки, в кафе и т.д. Всё это чрезмерно возбуждает нервную систему дошкольника.

А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны для гиперактивного ребёнка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное – следить, чтобы он не устал, оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Весьма нелегко, но очень важно научить ребёнка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого следует воспользоваться следующими приёмами. Когда дошкольник проявляет чрезмерную активность, рекомендуется мягко остановить его, не повышая голоса, предложить отдохнуть, обнять за плечи, ласково погладить по головке, обратить внимание на окружающих детей и игрушки, попросить сказать, что делают папа, бабушка, где лежит его любимый мишка, что лежит на столе.

Как известно, занятия физкультурой укрепляют здоровье человека, нередко избавляя его от заболеваний. Физические упражнения улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, активизируют обмен веществ, укрепляют мышцы и ткани, увеличивают кислородный обмен, выводят шлаки, снимают мышечную усталость, насыщают человека дополнительной энергией. Детям физическая нагрузка полезна. Систематическое занятие гимнастикой способствует тому, что ребёнок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно – мышечная система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно.

Занятие физкультурой должны проводиться под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК. Инструктор по физической культуре проводит занятия в соответствии с возрастными особенностями, следит за нагрузкой на детский организм. Нужно иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя играть в игры, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.

Таким образом, знание основных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью позволит взрослым, грамотно выстроить систему взаимодействия с ним и организовать такой распорядок жизни, который создаст все условия для коррекции отклонений в его развитии.

Категория: Для родителей | Добавил: rodos (22.04.2013)
Просмотров: 249 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz