Четверг
19.07.2018
19:59
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Солнышко" с. Амурзет
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [34]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

"Влияние предметоно-развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста
05.09.2012, 08:23
Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр  художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.               

         Разнообразие средств в  центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки.     Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые, формочки –  представлены в этом центре. Большинство моих деток любят раскрашивать. Благодаря этому движения кисти рук стали уверенными, карандаш правильно лёг в детскую ладошку. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности. А мне как нужна активность! Ведь материалы просто тают на глазах.

        Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают детские музыкальные инструменты (погремушки, металлофон, бубны, дудочки, барабан, свистульки, трещотки и др.), звучащие музыкальные игрушки, шумовые инструменты. Они собранны в центре музыкального развития. Шумные концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие! Особенно музыкально-двигательная импровизация! А самое главное у детей необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.

        Детям нравятся театрализованные игры. Почему?  Да потому, что они видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимых героев, а главное всегда готовы прийти к нему на помощь. Так было при драматизации русской народной сказки «Заюшкина избушка». В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность.

         Центр театральной деятельности создан для знакомства  детей с разными видами театра (настольный, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо , театр масок). Театр – это всегда игра, а игра ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Детки сами разыгрывают несложные сказки «Теремок», «Репку», «Колобок», сопровождают движения простой песенкой. Рядом расположен уголок ряженья. Можно нарядиться  и проявить свои артистические способности в игре.

       Один из любимых уголков детей – книжный. Кто не любит полистать красочную, иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует! Книги на руках! (фото). Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся и всё из-за книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много  вопросов. И каждые их «где?», «когда?», «почему?» требуют незамедлительного ответа. Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке часто меняю,  выставляю в соответствии с рекомендациями по программе, также помещаю в уголок детские журналы «Мамино Солнышко», «Спокойной ночи, малыши». Книжный уголок вызывает интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.

     Экологический центр  и центр экспериментирования  слились воедино. Центр расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения (бегония, спатифиллум, узамбарская фиалка), за которыми дети наблюдают,  ухаживают. В центре собраны  иллюстрации, картинки с изображением природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных, природный материал (семена растений, шишки сосновые, еловые, кедровые, гербарий листьев деревьев, перья птиц и т.д.)

 В этом году вместе с детьми устроила огород на окошке. Дети посадили лук, семена редиса, огурца. Сколько было радости, когда появилась первая зелень, проросли семена огурцов и помидоров!  Дети наглядно убедились, что растениям для роста нужна вода, солнечный свет, тепло и их заботливые ручки. Урожай был  испробован. Так постепенно формирую у детей потребность в самостоятельном изучении природы, развиваю интерес к растениям и животным.  

Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов (песок, камешки, земля, лопатки, ситечки, воронки, разные ёмкости, природный материал, материал разной фактуры и т.д.). Центр создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию.

       Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центр физического развития  я подобрала атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков,  привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение центра применяю в проведении утренних гимнастик (яркие пластмассовые шары, султанчики, виниловые пластинки с картинками),  подвижных играх (кегли, мячи, обручи), индивидуальной двигательной деятельности ( скакалки, шишки для метания) и в свободной деятельности детей. У моих детей высокая двигательная активность, им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или прятаться. У них вызывает восторг возможность увернуться. Двигаясь, малыши знакомятся с разными предметами и их свойствами (большой, маленький, твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий т.п.), определяют расстояние (далеко, близко), учатся ориентироваться в пространстве (впереди, сзади), во времени (быстро, медленно). Двигательная активность способствует развитию восприятия. А накопленный двигательный опыт  обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие.

        Я устраиваю динамические минуты с игрой на подражание, имитацию движений животных или предметов окружающего мира (поехали, как поезд; полетали, как птички; попрыгали, как мячик). Дети оживляют даже неживые предметы, передают ему черты живого персонажа, поэтому подвижные игры детей носят сюжетный характер, детей увлекает сам процесс игры. Я  хвалю детей за находчивость и смекалку. В подвижных играх воспитывается красота и  грациозность движений.

       Массажные дорожки, коврик я  использую после дневного сна. Расстилаю их по пути продвижения детей к туалетной комнате. Походят детки по дорожкам, постепенно проснётся их организм,  активизируются биологически активные точки стопы,  да ещё и профилактика плоскостопия будет. Радостное настроение и положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен.

       Таким образом, созданный центр  физического развития решает оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

      Под центром уединения предполагается укромный уютный уголок в группе. Где же найти место,  при таком количестве разных центров?  С помощью дуги и тюлевой шторы, почти в центре группы был оборудован такой уголок. Он не спасает от шума ребятни, но  зайдите  за шторочку, а там… другой мир! Бабочки на стене, зелёные веточки над головой украшают этот мини-интерьер, диванчик с мягкими подушками располагает к отдыху и расслаблению, успокаивают, снимают напряжение.

       Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению с взрослыми и сверстниками.  Центр игр оборудован атрибутами  для сюжетно-ролевых игр, игрушками по возрасту и индивидуальным особенностям. Атрибуты к профессиям и общественным местам находятся в коробках с характерными значками (красный крест – больница, аптека; весы – магазин; руль - автобус ). Не весь игровой материал выкладываю на полки, чтобы не затруднять выбор игр и наведение порядка, просто чаще меняю его.

         При организации предметно-развивающей среды учитывала образовательные задачи для детей младшего возраста. Главная задача обеспечить детям эмоционально положительное самочувствие, поощрять самостоятельность, помогать  накапливать опыт предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.

       Маленькие дети – деятели, поэтому их пребывание в детском саду я организовала так, что каждый получал возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, рисовать, лепить, обследовать свойства и качества предметов. В совместной деятельности с детьми формирую  стремление к самостоятельности. Не тороплюсь давать советы, предлагаю подумать, вдруг у них появится более удачные решения. 

       У детей в младшем возрасте активно развиваются различные движения, но у них ещё плохая координация, нет ловкости, быстроты реакции. Поэтому оборудование располагаю по периметру группы, оставляя больше места свободным для передвижения. Для стимулирования двигательной активности в группе были  дуги для подлезания, валики для перелезания. На большом ковре дети с удовольствием прыгали,  лежали, ползали. Мячи разного размера стимулировали детей к ходьбе. В группе были машины на которых дети катались самостоятельно. Предметы ближнего окружения являются для малышей источником любопытства и началом познания мира, поэтому предметная среда  была организована так, что ребёнок накапливает чувственный опыт, проявляет активность.

       Предметная среда в моей группе способствовала развитию анализаторов, способов  обследования. Предметы я подбирала чистых цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый), несложных форм (круг, квадрат), разных размеров, сделанных из безопасных для здоровья детей материалов. Из предметов можно было извлекать звуки (погремушки, самодельные маракасы, коробочки с разными наполнителями) познавать характер поверхности (гладкий, шероховатый).

        Самой динамичной является развивающая среда, организованная к непосредственной образовательной деятельности (НОД). Мини-среда отражает содержание образовательной деятельности, помогает решить поставленные задачи. Например, к НОД «Как мы гномику помогали»  была сделана касса и поезд из стульев. Дети узнали, что билеты покупают в кассе, а продаёт их кассир. За вежливые слова малыши приобретали билеты с изображением геометрических фигур, а затем находили соответствующее место в «поезде». Подобранная музыка передавала шум движение поезда, дети включились в игру и выполняли  характерные движения руками. Музыка поменялась и ребята услышали другие звуки, определили, что это плеск воды. Их встретила река из куска ткани. Дети отвечают на вопросы: река, какая – широкая или узкая, какого цвета, как можно перебраться на другой берег. И решают построить мост из крупного строительного материала, затем переходят реку. Малыши выходят на цветочную поляну, выполненную из зелёной ткани поверх которой разложены  цветы из разноцветного картона, на стойке с комнатными цветами закреплена сплетённая из ниток паутина в ней бабочки разных цветов. Дети спасают бабочек, прячут их на цветах такого же цвета (фото). Так же к занятию была изготовлена игра «Построй дом гному» и чудесный сундучок, где дети нашли угощение от гнома – сладкую морковь.

      Созданная к непосредственной образовательной деятельности среда позволяет детям  прочувствовать ситуацию, закрепить определённые навыки, узнать новое.

      Своим опытом  в организации предметно-развивающей среды я делилась с воспитателями нашего детского сада в феврале 2012 года.  На районном методическом объединении в октябре 2011 года  рассказала педагогам об организации сенсомоторного уголка и его значении в интеллектуальном развитии детей. В мае 2010 года выступала на областной конференции (секция дошкольных работников) с  выступлением «Развитие эмоций детей раннего возраста путём организации предметно-развивающей среды»

 

       Большую помощь в организации развивающей среды мне оказывают родители, помогают изготавливать пособия и игры. В уголке для родителей я помещала консультации  «Развивающее пространство», «Цвета и краски, на что они влияют», «Игрушка в жизни ребёнка».

Таким образом,  выступая в роли посредника между ребёнком и окружающей его предметной средой, я не посторонний  наблюдатель, а активный участник, активный партнёр, организующий предметную среду таким образом, что она влияет на развитие способностей д

Категория: Мои файлы | Добавил: rodos
Просмотров: 202 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz